ДМИТРИЙ БОЗИН: РАЗВЕ МЫ НЕ УМЕЕМ НАШЕ ВООБРАЖЕНИЕ ПРЕВРАТИТЬ В РЕАЛЬНОСТЬ?
март 2010 Санкт-Петербург
Наша встреча произошла в праздничный день 8 марта, накануне спектакля "Служанки", завершающего гастроли театра Романа Виктюка в Санкт-Петербурге Назвать все нижеизложенное сухим и равнодушным словом "интервью", невозможно. Разговор, состоявшийся между нами, постоянно менял свои течения, перетекая из одной темы в другую, из оживленных дискуссий и споров, в неожиданные откровения и монологи актера. Другими словами, это была череда новых, удивительных и ярких перевоплощений артиста - Дмитрия Бозина.
интервьюФильм "Аватар" потерпел полное поражение!
- Что для Вас значит быть актером?
- Понятие "быть актером" у каждого свое. Для меня это способность к превращению. Если ты при помощи своего воображения, можешь оказаться сначала сам в другом мире, потом из этого мира превращенным выйти к зрителям, и, таким образом, дать возможность зрителям окунуться в тот совершенно другой мир.
- Часто создается впечатление, что актеры со сцены пытаются донести до зрителя свои определенные образы и конкретные мысли, но зрители именно это и недопонимают? То, что дают актеры, и то, что получают зрители - совершенно разные вещи. Что теряется в процессе?
- Если бы вы увидели сегодня ночью вручение Оскара, вы бы поняли, и мне бы было не сложно это объяснить. Но на всякий случай, я процитирую: фильм "Аватар", можно сказать, ничего не получил и потерпел полное поражение. Да, казалось всему миру, что это лучший фильм года, но его выделили только как фильм высоких технологий.
- А вы считаете, что там есть сильная смысловая нагрузка достойная "Оскара"?
- Блистательно! Вот именно об этом я вам сейчас и говорю. Именно поэтому я не могу докричаться до зрителя. Дело в том, что за много лет, сколько я хожу в кино, первый раз человек не просто сказал: "Ребята, опасно живете. Рискуете серьезно". Он даже показал где выход.
- Выход?
- Да, выход. Вопрос о том, что человечество живет опасно, стоит веками, а выходы показываются очень редко. Джеймс Камерон смог это сделать. Терри Гиллиам в "Воображариуме доктора Парнаса" не смог, не вырулил совершенно. Ведь даже дьявол в конце фильма спрашивает нас: "Что за знак на лбу у парня?" И никакого ответа. Джеймс Камерон - мудрейший человек, который очень точно и ясно показал, где выход. И когда моя одиннадцатилетняя дочь вышла после фильма, она сказала: "Есть фильмы, после которых есть, о чем подумать. А есть фильмы, после которых приходится заново учиться ходить". Это к вопросу о смысловой нагрузке "Аватара".
- Но ведь фильм "Аватар" еще одна попытка уйти из реальности?
- И, тем не менее, Джеймс Камерон извинялся перед африканскими племенами и северными индейцами, которых мы лишили цивилизации. Мы должны понять, что точно также поступили со славянскими племенами несколько веков назад, лишив их цивилизации и не дав возможность развить ее. Быстренько со стороны религию какую-то принесли и сказали: "Ребята - ваша". Северная Америка, Африка и мы - сырьевой и интеллектуальный придаток. Поэтому вчера, когда Стив Мартин (Бозин мгновенно преображается и цитирует): "О, боже. Посмотри, что это? Это семена священного дерева. О, боже!" А после Стив Мартин достает баллончик и все уничтожает. И все погибло. Он даже не понял, на какую тему пошутил. Он даже не понял, что он сделал. Я считал Стива Мартина талантливым актером, и, наверное, таковым он и является, но его мозг поломан начисто.
- Но ведь это шутка?
- Иногда мы даже не понимаем, о чем шутим. И Стив Мартин даже не понимает, как гробит людям сознание. Это сознательная и ясная машина по убийству воображения людей, при помощи которого можно было очень многие вещи спасти на этой планете. Камерон русским языком говорит: "На земле уже ничего нет! Ребята, вы потом полетите на Пандору, куда угодно, и будете там захватывать!" Обратите внимание, он не создавал некоего фантастического мира, все костюмы аватарцев абсолютно наши, этнические. Нет ничего придуманного, это обыкновенные джунгли, ничего в них сложного нет. Светящиеся огромные растения, и.т.д.
- Может быть, обычный зритель больше обращает внимание именно на эти спецэффекты?
- Нам сознательно дают понять, что это все спецэффекты. И вы сами только что тут произнесли, нет смысловой нагрузки. Сейчас-то вы понимаете, что смысловая нагрузка серьезная. А это происходит с миллионами людей на земле, которые говорят, что нет смысловой нагрузки. Это мощнейший фильм, после которого просто можно было найти выход. А человечество не хочет этого.
- И какому фильму дали Оскара?
- "Повелитель бури". Про войну. Нам нужно про войну, мы хотим умереть. Мы хотим погибнуть. Мы не хотим выжить.
Когда Далида покончила с собой, это означает катастрофу общества, а не ее подвиг
- Получается, что мы старательно идем к саморазрушению?
- Да. Мы гордимся этим. Ромео и Джульетта должны умереть. Далида должна покончить с собой. Высоцкий должен стать наркоманом. Башлачев должен уйти в окно. Мы хотим этого. Это наша цель.
- Но для того, чтобы совершить самоубийство тоже должна быть определенная смелость?
- Нет, господа. Нельзя осознавать это как подвиг. Вы должны осознавать это, как катастрофу общества. Когда Далида покончила с собой, это означало катастрофу общества, а не ее подвиг.
- А как насчет одиночества? Ведь когда совершает самоубийство мужчина и женщина - это разные вещи?
- Никто не должен совершать самоубийства. А общество не должно гордится этим, понимаете?
- Наивный вопрос: Что делать?
- Что делать? Кэмерон дал точный ответ. (Бозин начинает задавать вопросы уже нам). Что такое Аватар? Человек закрыл глаза и исчезает в нем. Не сон ли это наш? Не наше ли воображение, которое нас может вернуть в Атлантиду? И при помощи своего воображения мы потом создадим свою Атлантиду. Разве не так? Разве мы не художники? Разве мы не умеем рисовать? Разве мы не умеем наше воображение превратить в реальность?
- А что для Вас большая реальность? Сейчас или в театре?
- Для меня: здесь и сейчас. Моя талантливая дочь - это моя реальность. То, о чем можно мечтать, у меня есть. Мои родители, дом, в котором мы живем - это реальность. Но она создана нашим мозгом. Я видел выход, и я в нем живу. Я двигаюсь в этом направлении. Двигается моя семья. И каждый раз, выходя на сцену, говорю: "Ребята, двигайтесь в этом направлении". Я рассказываю вам об этом через свои образы. Я каждый раз показываю, где выход. Каждый раз Воланд показывает, где выход и именно по этой дороге идет Мастер. Саломея и даже Соланж показывают, где выход. Не думайте, что все это только шоу.
- Выход - катастрофа?
- Да, это катастрофический выход. Да, это харакири. Но извините, они ведь потом в искусство ныряют. Они же потом танцуют. Они переходят из одной реальности в другую. Это то, что должны делать мы.
- Но есть сильные люди, а есть слабые.
- Поверьте, я искренне соболезную тем людям, которые верят тем, кто сейчас старательно занимается кинобизнесом, телевизионными программами. Ваша профессия журналистов - это профессия убийц. Вы не просто некие акулы пера, вы реальные люди, которых учат убивать человеческое воображение. Журналисты - это люди, которых учат профессионально описывать спектакль только с той точки зрения, что они видят внешне: "Справа налево пошел. Стоял, был обнажен. Аватар - с хвостом, с ушами, синий". Все!
- А какие современные режиссеры, на ваш взгляд, смогли показать этот выход? Например - Ларс фон Триер? Он ведь делает все четко.
- Фон Триер, особенно в фильмах "Догвиль" и "Антихрист" очень точно передаёт жизнь людей со сломанным сознанием. А Джеймс Камерон рассказывает об Атлантиде как таковой. Он говорит о природе как сути гармонии. Это то, ради чего мы когда-то читали Хемингуэя и Майна Рида. То, ради чего мы смотрели наши фильмы: "Обыкновенное чудо", "Формула любви". У нас все это было, мы могли этим заниматься. Гениальнейшие люди дали нам точно такой же выход. Что такое 31 мая? Это тот же самый выход. Что означает, когда Мюнхаузен уходит по лестнице? Это тот же уход в Аватар.
- Но это же добровольное самоубийство?
- Да! Но вы должны понимать разницу. К примеру, уходит Александр МакКуин, и никто не спрашивает, почему гениальный художник и знаменитый дизайнер, который полностью воплощен и успешен, повесился? Нам даже в голову не придет задать такой вопрос!
- А, может быть, он ушел в свою реальность?
- Понимаете, в том то и дело, нам не надо умирать для этого. Нам надо жить.
- А как найти этот выход?
- Я могу вам только через искусство это рассказать. Закрыв глаза, вы легко поймете, как это сделать. А, открыв глаза, вы легко увидите вашу внутреннюю реальность снаружи. Это то подключение, которое делает Аватар. Оно на самом деле существует. Ищите этих людей. В фильме есть гениальная формула: "Он должен тебя выбрать". Что такое выход? Он захочет тебя убить. Разве не так выбирает мужчина свою женщину? Разве не ищет он ту, которая в определенном смысле кидается, чтобы убить его? Разве это не равный союз?
Люди стали путать счастье с удовольствием
- А как насчет удовольствий? Ведь большинство хотят получать удовольствие от жизни. Разве это не самая величайшая формула счастья для человека - получить удовольствие от жизни? Я слабый человек и хочу удовольствий.
- Вы правильно произнесли: "Я слабый человек. Хочу удовольствий". Один талантливый человек сказал так: "Гениальных режиссеров уже не будет. И вообще гениальных произведений уже не будет, потому что люди стали путать счастье с удовольствием".
- Получается, что у нас смещение сознания?
- Да, вам его здорово сместили. Но поверьте, вы не виноваты в этом. Это делают очень профессиональные люди. Как гитлеровцы и сталинцы. Почитайте "Молот ведьм" - очень точный, юридический документ, написанный достаточно ясно. На его основе в последствии было создано много уголовных кодексов и целая система гитлеровских и сталинских пыток.
- Охота на ведьм?
- Именно. Они даже не скрывали этого и называли "Охотой на ведьм". Сохранив термин, они просто использовали его в других областях. Это 1487 год. Сначала говорили, что в те века этих двух людей - Генриха Инститориса и Якова Шпренгерна, написавших "Молот ведьм", никто не принимал всерьез, что это "самиздат" и не такой уж официальный документ. Но они подтвердили свой документ сжиганием на кострах живых женщин. И, в результате, создали достаточно доказательств, и, прежде всего - это страх людей. В последствии "Молот ведьм" стал мощным документом.
- Сильные мира сего, мы слабее…
- Понимаете, в данном случае это делали и делают очень сильные люди, обладающие властью. Поэтому ничего постыдного нет в том, что люди, которые чуть ниже по уровню, сдаются. Это делают профессионалы, вы даже не замечаете, как они это делают. Выходят во время церемонии вручения Оскара с баллончиком для уничтожения. Это не шутка и не юмор. Они делают это сознательно. Семена священного дерева уничтожить дихлофосом!
- Профессионалы?
- Да, это профессиональные вещи. Вы, занимаясь своей профессией, здорово рискуете своей душой, потому что люди, которые будут вас учить, будут ее убивать. Это их профессия. Они будут вам объяснять. У них всегда есть железные аргументы: это называется рейтинг и тираж. Мы наносим смертельный удар по человеческому воображению. Мы выпускам "Дом-2" и "Школу". Мы очень ясно и четко действуем и не скрываем, что действуем против человеческого воображения.
- И, тем не менее, тысячи зрителей смеются. Потому что это талантливо сделано?
- Конечно, талантливые люди в "Comedy Club". И, чем талантливее, тем страшнее то, что они делают, если мы говорим о юморе. Но еще раз повторяю "Обыкновенное чудо", Жванецкий, "Формула любви", "Покровские ворота" - это юмор. Смеялась вся страна и смеется до сих пор. Все в порядке с юмором. А потом выходит американская "Stand-up Comedy" - и это тоже юмор. Вы понимаете разницу между "Шесть кадров" и "Comedy Club"? "Шесть кадров" - игра на парадоксе. "Comedy Club" - открытое хамство.
- Да, шутки ниже пояса, но именно они всегда срабатывают.
- Железно срабатывают. Они не могут не срабатывать. Ребята энергетичные, сильные, молодые, талантливые, музыкальные, с потрясающей способностью к импровизации и обладающие харизматичной притягательностью.
- Чувствуется наркотическое воздействие от таких людей и приемов?
- Конечно.
- А пользоваться или блокироваться от этого воздействия можете?
- Я не большой специалист по блокам, я наоборот проваливаюсь в людей. Такова особенность моего организма. Но, проваливаясь, я оказываюсь в своем центре, который внутри начинает соображать. Ты уже провалился, а он уже начинает контролировать и принимать меры.
Для меня экстрим - оставаться 15 лет в театре Виктюка
- Вы ничего не боитесь?
- Я не то, чтобы ничего не боюсь. Я все яснее и яснее понимаю, против чего я работаю. Я прекрасно понимаю, с какой машиной связываюсь. Но если у Виктюка нет своего театра! В течение 15 лет этот гений не может создать свой театр! Если в театр Васильева приходят сто человек - друзей без билетов. Если спектакли Мирзоева вышвыриваются из театров и сжигаются декорации. Это же о чем-то говорит. Вы же понимаете, что это происходит на всех уровнях.
- Чего они тогда хотят?
- Мне без разницы. Мне плевать чего они хотят.
- Но если взять другую сторону культуры, например музыка и тот же рок? Многие рок-музыканты до сих пор в андеграунде и делают то, что хотят?
- Я был на концерте БГ последний раз в Питере. Он старательно пытался докричаться до добра внутри человека. Но под финал он понимает, что нужно завести толпу и поет то, что хочет эта самая толпа.
- А Шнур?
- Поймите, к сожалению, талантливый человек Шнур действует ясно. Он говорит: "Ведь мир дерьмо".
- И продолжает его еще больше и больше засорять этим дерьмом, простите.
- Да… А у нас есть Кирилл Серебрянников, который рассказывает, как ужасен и отвратителен этот мир. Поэтому редчайший случай, когда Джеймс Камерон говорит: "Ребята, я вам могу показать, где выход". Это редчайший случай. Как и Виктюк. Он постоянно показывает, где выход. Каждый день я выхожу на сцену и начинаю заново рассказывать.
- А если в театре убрать тексты и разговаривать только посредством пластики и движений, используя язык тела?
- Интересно, но сложно представить.
- А театр будущего? Каким вы его представляете?
- Есть Джеральдина Чаплин и семья Чаплиных. Сынишка у них растет феноменальный. Это потрясающие вещи, что творит человек. Конный театр Зингаро. Цирк Дюссоллей с потрясающими клоунами. И вообще клоуны, тот же самый Полунин и Леня Лейкин, мне всегда интересны. Театр Derevo, конечно, тоже относится к театрам будущего, если выживут. Единственный выход - это уехать заграницу. Это закон: Цветаева должна повеситься. Бродский должен уехать.
- Да, вот этим иногда больше запоминаются знаменитые люди. Определенными экстремальными ситуациями и обстоятельствами. А что для вас означает экстрим?
- Для меня экстрим - остаться. Для меня экстрим оставаться 15 лет в театре Виктюка. Я прекрасно понимаю, чем я рискую. Я рискую карьерой полностью, и я это понимаю. Но я слишком хорошо знаю систему того же Мосфильма. Константин Райкин не зря не идет сниматься в кино. У него нормально с влиянием, и он может это делать. Он прекрасно понимает, что нужно замкнуться там, в Сатириконе, и что-то делать. Это безвыходная ситуация. Люди говорят о национальном продукте и том, что мы должны нацию свою поднимать, элементарно забывая, что предварительно нам надо вспомнить, где наша цивилизация начинается…Мы же дикари, у которых ничего своего нет. Не дали развить. Еще раз повторяю, мы, так же, как африканцы, которые пришли в католические храмы и сказали: "О, у вас тут нормальная акустика. Давайте мы поиграем здесь". Мы такие же в православных храмах. Такие же точно.
Я - Марс, Елена Морозова - Венера
- Вы недавно снялись в фильме "Гамлет XXI" века…
- В данном случае обратите внимание, что мы там делаем с Еленой Морозовой. Во-первых, мы актеры. А во-вторых, мы играем греческую трагедию. Там, на фоне морских декораций в Херсонесе: я - Марс, Лена Морозова - Венера. Два существа, которые говорят о человеческой катастрофе. Мы делаем это ясно, и мы не просились на эти роли. Нас выбрали, потому что наша пара с Леной подходила для этого. В данном случае это был дом, где мне хотелось работать.
Несколько лет назад я пробовал съемки в кино с точки зрения некоего опыта. Хотелось узнать, что такое камера, как она работает, где точки, на которые нужно становиться, и.т.д. Все эти вещи я хотел изучить, и я изучил их. Все, спасибо. А дальше начинается рассказ, о чем мы говорим. Как только я увидел "Школу", я понял, что мы делаем. Первый канал проплачивает. Значит это политика. Значит это государство.
- Безнадежная ситуация, не так ли? Получается борьба с ветряными мельницами. Они все равно сильнее?
- Да, они сильнее. Намного сильнее. Действительно, это так. Но это не значит, что я не должен этого делать, до тех пор, пока у меня есть возможность. Я же знал, что мою семью обольют дерьмом, когда выйдет эта передача "История в деталях". Мы все это знали. И моя дочь, и моя жена. Но мы вышли с ними на контакт, потому что я хотел понять механизм их работы.
- И как же работает этот механизм?
- Я говорю им в кадре, когда меня гримируют: "Когда наносится черный цвет - это скелет, когда появляется фиолетовый цвет - это змея, а потом появится птица". Я объясняю каждый цвет, который появляется. Все это я говорю, и они не вырезают, оставляя в кадре, и выдают свою версию: "Десять минут малярных работ, а вот на сцене любимое виктюковское "ничто".
- И это профессионалы?
- Это профессионалы. И это ваша профессия. Это то, чему вас учат. У меня был опыт. В Таллинне ко мне пришла девочка со стареньким аппаратиком, с раскладным микрофоном. Мы разговаривали полтора часа в фойе гостиницы, просто сидели и говорили. Я приезжаю через год. Она приходит ко мне, и я очень рад ее видеть. Она садится передо мной, с хорошим диктофоном, рассказывает мне о том, что работает в "желтой" газете. Мы начинаем наш разговор, и первый ее вопрос: "Будьте добры, вот вы играете в "Саломее". Обратите внимание, ведь Ваня Никульча уже отвлекает внимание зрительниц от Вас?" На что я ей говорю: "Извините, до Ивана Никульчи, эту роль исполнял Фархад Махмудов. Красоты невероятной человек, и внимание зрительниц было приковано к нему не меньше. Это ведь роль такая - Иоканаан, пророк. Он должен быть соблазном". Она продолжает задавать вопросы: "Скажите, а вот ваш танец Саломеи. Ведь стриптизеры должны завидовать Вам?" (смеется)
- А разве не завидуют?
- Я ведь ходил в стрипклубы смотреть, как они работают, потому что я считаю что стриптиз - это высокое искусство. Я хотел знать, в чем там тонкость. Однажды я танцевал танец Саломеи в одном стриптиз клубе, где я читал свои эротические стихи. И девчонки стриптизерши приходили ко мне после и говорили: "Это не стриптиз. Это искусство". Они смогли понять разницу. Я поклонник Ефремова: "Таис Афинская". Там описывают эти танцы, еще в те годы и те века. И я знаю, что такое стриптиз на Востоке, эти магические колокольчики. Прежде всего - это волшебство завораживания. Я обо всем этом рассказываю своей знакомой журналистке, а сам смотрю и думаю: "Бедная моя девочка. Что с твоими мозгами? Всего год прошел…". Это страшная история…
- Но жизнь продолжается?
- Да, и я рад тому, что люди миллионами пошли на "Аватар". Я рад, что люди, все-таки видели "Воображариум доктора Парнаса". И я рад тому, что Джонни Депп держится, xотя ему не дали "Оскар" даже за "Распутника". Кстати, "Распутник" - это феноменальная психологическая роль. Если уж они дают премию за сломанную психику, то это потрясающая роль.
- Но у Джонни Деппа нет Оскара…
- Нет "Оскара" у Джонни Деппа и не будет. И он это знает. Мы по мелочи здесь с вами проблемы обсуждаем. А у него миллионная и миллиардная аудитория. И он держится, слава богу. И два художника: Терри Гиллиам и Тим Бартон, разрывают его съемочные дни между собой, потому что он один. Ведь в "Воображариуме доктора Парнаса" как только он появляется, все становится на свои места. Его талант и харизма перекрывают многих талантливых артистов.
Будь ты хоть Будда, но если приходит к тебе женщина, весь твой буддизм - ничто
- Что вы думаете о загадках и вымыслах Карлоса Кастанеды? Ведь этого писателя часто называют опасным шаманом-мистиком?
- Кастанеда в сути своей прав, а в технологии своей - наркоман. Рей Чарлз, Билли Холлидей, Эми Вайнхаус, Высоцкий - наркоманы. Все эти люди отлично понимают состояние действительности: "Нет, ребята все не так. Все не так ребята". Но выхода не видят и уходят.
- Многие находят выход и спасение в наркотиках, к сожалению.
- Я сознательно не употребляю наркотики. Сознательно, потому что понимаю, мне так будет проще всего. Раз и я свалил. В мозгах человеческих есть точно такие же вещества, их надо разгонять и использовать. А нам сознательно продают это. Есть элементарная книжка Носова "Незнайка на луне". И там этот процесс описан очень четко, и поэтому поверьте мне, из него можно извлечь и вычитать очень точные вещи.
- Каких писателей вы бы посоветовали почитать с точки зрения самопознания?
- У Гессе есть "Игра в бисер", "Обет безбрачия", поэма "Сиддхартха". Обратите внимание на эти вещи. Там сознательно указывается, что не надо делать. Противостояние духовного и физического. А тот факт, что физическое поднимается до уровня духовности, умалчивается. И что будь ты хоть Будда, но если приходит к тебе женщина, весь твой буддизм - ничто. И только когда ты через нее входишь, только тогда ты достигаешь гармонии. Только тогда ты действительно мастер игры, потому что в другом случае ты только ученик, хоть 15 лет просидишь в пещере один. Ты в школе у господа бога и делаешь уроки, и только когда ты - мужчина приходишь к женщине, вот это экзамен. И ты его либо сдаешь, либо нет. Равно как и для женщины. А нам сознательно разрывают сознание. Анфиса Чехова подмигивает нам и говорит: "Я расскажу Вам о грехе".
- А что в вашем понимании красота?
- Красота для меня вдохновение и способность дарить вдохновение.
- Вы рисуете? На одном из сайтов мы видели ваш рисунок Джульетты.
- Да, рисую. Нельзя сказать, что я этим специально занимался. Человеку не важно как, он всегда может проявить себя. Рисую не я, рисуют мои руки. Я подвластен рукам, это они создают. Я всегда шел через потоковую импровизацию в любом виде искусств. В первую очередь, потоковая импровизация в театре для меня самое важное. Ты погружаешься в какой-то коридор, а дальше, какая будет Саломея - неизвестно. Какой будет Воланд - неизвестно. Даже как я его нарисую в очередной раз. Это уже игра. И в данном случае я знаю, что я - мастер игры. Я хорошо в этом разбираюсь.
- Вы часто чувствуете себя счастливым?
- Да, я сижу в своей пещере. Но к счастью со мной моя женщина, к счастью со мной мои дочери, к счастью со мной мои родители и друзья. Недавно я познакомился с удивительным пианистом Филиппом Копачевским. Невероятный музыкант, мальчишка 19 лет. У него действительно золотые руки. Настоящий волшебник.
- Иногда в ваших рассуждениях проскальзывает безнадежность и отчаянье? А дальше тишина?
- Не так безнадежно все. Да, машина работает против. И Виктюк будет прятаться в бутиках. Он будет делать вид, что он такой же, как они, чтобы его не трогали. А Васильев уже уехал. Виктюк, чтобы не уезжать, будет продолжать играть свою роль. Он так и разговаривает: "Ребята, я - сумасшедший!" И все вокруг говорят: "Гений! Сумасшедший гений!".
Виктюк - это Мастер, тот самый из "Мастера и Маргариты", который говорит: "Я неизлечим. Я буду здесь сидеть. Луна ушла". Это и есть определенный выход и булгаковская гениальная формула. Тоже человек, которого Сталин, как машина раздавил, даже не убивая.
- Диктаторы, как правило, обладают гипнотическим магнетизмом и миллионы людей слушают и верят им. Тот же Гитлер, который, когда-то поднял экономику Германии…
- Да, бесспорно. Причем именно экономику. Вопрос для чего? Мы ведь точно также сейчас, поднимаем экономику. Мы "как бы" гордимся, но вопрос "чем"? Мы "как бы" империя. Но почему мы только американские проекты покупаем? Почему "Счастливы вместе"? Опять же это делают талантливые люди. "Кто в доме хозяин?" - тоже талантливые и интересные ребята. "Папины дочки" - очень талантливые девчонки и умнички. Но ведь есть и другое кино, тот же самый "Аватар", или феноменальный фильм "Пепел и снег", его же все видели. Гениальный фильм, обязательно посмотрите. Это к вопросу "Где выход?". Гениальный человек, фотограф, делает очень медленное кино, которое дает понять, где выход. Вот это для меня "Маугли". И Лена Мартынюк, московский фотограф - гений. Она ясно дает понять, что это дело рук человеческих, ее картины. Это создание, это творение, и оно действует.
- "Будь кем-то, у кого есть тело", - гласит одно из рекламных объявлений великого и ужасного Энди Уорхолла. Что вы думаете о человеке, фактически сделавшим себе имя на рекламе?
- Уорхолл - молодец! Но вы прекрасно понимаете, что он талантливый человек, который делает страшные вещи. С другой стороны вы можете воспринимать творчество Уорхолла как "Ребята, вот ваш мир. Посмотрите на него". Но, в действительности, это то самое американское искусство, которое серьезно себя пробивает. У Джорджа Клуни вчера были очень грустные глаза, и не потому что он не получил "Оскара". Потому что он вообще понимает, что происходит. Без всякого приза остались братья Коэны. Это люди мифологического сознания, которое очень важное и спасительное. Хичкок и Достоевский тоже мифологи.
- Но разве Хичкок не совершает определенный садизм над сознанием?
- Поверьте, нет. В некотором смысле Достоевский тоже садист над сознанием, но все это мифологическое сознание. Психологический театр говорит, что человек перед богом виноват. Как родился, так и виноват. Это формула виноватости, грехопадения, порочного зачатия - это и есть основа "желтой" прессы. Все мы с вами порочно зачатые, и нечего выпендриваться. А у Достоевского звучит: "Нежности в вас нет, одна правда".
"Энергия дается на время, и рано или поздно ее придется вернуть"
- Но отчасти вина человека перед богом уже доказана, согласно Библии, и все мы грешники.
- Мифологическое сознание говорит, что человек перед богом ни в чем не виноват, но он обречен, ведь он смертен. И смертен не потому, что Ева укусила яблоко и вступила в сговор с дьяволом, везде грех, и т.д. Ничего подобного. Просто потому, что смертен. И в "Аватаре" есть феноменальная фраза: "Энергия дается на время, и рано или поздно ее придется вернуть". И не потому, что нам каяться надо, а потому что все это ненадолго, и никуда ты от рока божьего не денешься, и умрешь какой-то своей неизбранной смертью. Раз у нас так мало времени, что же мы его так нелепо теряем и расходуем? А нам сознание поломали, сказав, что мы порочные, причем за живое зацепили, мужчину с женщиной свели как порок.
- Адама и Еву изгнали из рая именно за это, не так ли?
- Да, но это то, ради чего мы по большому счету и рождаемся на земле. Как деревья, как цветы, как птицы. Для жизни и для потомства. А как это так, если все это грех?
- Многие считают, что самое большое зло - это Интернет?
- Интернет не так страшен. Он проводник для идей. "Пепел и снег" лежит в Интернете. Наберите в интернете "мифологическое сознание", и вам вылетит огромное количество литературы. Вы можете оттуда это все извлечь, причем мгновенно, скачать за 10 минут и будете обладать мощнейшей информацией на интересующую вас тему. Ленинской библиотеки не надо.
- В ближайшем будущем мы всё будем находить в Интернете, и нам, возможно, совсем не понадобится театр?
- Это выбор и вопрос, что вы будете там искать. Да, действительно, книги уже перешли в электронный образ жизни. У меня уже лежит и Цветаева, и Бродский, "Шагреневая кожа" Бальзака, "Бесы" Достоевского". Это всего лишь технология. Ее можно использовать как в ту, так и в другую сторону. Вопрос в том, что вы закачиваете? Как вы это воспринимаете? Вопрос вашего отношения и трактовки происходящего. Революция как победа пролетариата, или революция как катастрофа интеллигенции. Или убийство Распутина. Он сразу сказал: "Убьете меня - убьете Россию. Он был один из немногих, кто нес в себе язычество и рассказывал о нем, а его звали "Сатанистом".
- Ведь вы играли Григория Распутина в каком-то из сериалов?
- Мне посчастливилось сыграть эту роль в элементарном сериале - "Грехи отцов". И я стал копаться и изучать эту противоречивую личность. А потом понял, что Юсупов - дворянин и князь, сделал то, что нужно было сделать государственной машине по убийству. В данном случае, мы можем сказать, что сама элита себя убивала и была обречена. И Цветаева в этом смысле феноменально пишет свою поэму "Царь-девица". Царь сам провоцирует народ на это. Народ уже никуда не денется. Он действует, ему достаточно одного толчка, и вот уже "ночь длинных ножей". Была своя вина - была своя беда. Но есть еще и трактовка Платона. Есть Довлатов, есть Зощенко, есть Клюев.
- Все превращать в смех?
- И есть такое понятие как "эзопов комплекс". Есть "эдипов комплекс", а есть "эзопов комплекс".
- В чем он заключается?
- Он заключается в том, что: "Я вижу, как вы смеетесь. Я понимаю, что вы меня понимаете. Мои басни, мои сказки, вы их понимаете, но я вас не могу спасти". Эзопов комплекс был у Горина. "Шут Балакирев", его последняя пьеса, очень точно дает это понять.
- А если мы будем смеяться дальше?
- Смеятся-то мы будем, а вот спастись вряд ли. Как говорит Дон Жуан: "Предатель тот, кто делает вид, будто он этого не знает". Ведь Дон Жуан, на самом деле, совсем не подонок.
- С вашей точки зрения Дон Жуан не предавал женщин?
- Такие биологические существа, как Дон Жуан, должны были стать основой счастья. И таких ребят и женщин много. Просто он один мог вырваться из этого мира и своим существованием доказывать абсурдность теории. А его поставили в конфликт с господом богом. Он стал богоборцем. При чем сам же в это и поверил, вот в чем катастрофа. Сам признал: "Я грешник".
- Что Вас спасает в трудные минуты?
- Меня спасает моя семья, моя 11-летняя дочь, и, конечно, театр и зрители.
- Вам не надоедает, когда зрители, особенно зрительницы, постоянно признаются в любви? Не утрачивает ли смысл это признание?
- Надеюсь, что нет. Я не перестаю удивляться искренним признаниям.
- А вас легко удивить?
- Да, наверное, легко. Меня легко удивить красивой архитектурой, когда я приезжаю в такие города, как Питер, Рига, Париж или Рим. И, конечно, меня легко удивить человеческой гармонией и красотой.
ДМИТРИЙ БОЗИН: РАЗВЕ МЫ НЕ УМЕЕМ НАШЕ ВООБРАЖЕНИЕ ПРЕВРАТИТЬ В РЕАЛЬНОСТЬ?
март 2010 Санкт-Петербург
Наша встреча произошла в праздничный день 8 марта, накануне спектакля "Служанки", завершающего гастроли театра Романа Виктюка в Санкт-Петербурге Назвать все нижеизложенное сухим и равнодушным словом "интервью", невозможно. Разговор, состоявшийся между нами, постоянно менял свои течения, перетекая из одной темы в другую, из оживленных дискуссий и споров, в неожиданные откровения и монологи актера. Другими словами, это была череда новых, удивительных и ярких перевоплощений артиста - Дмитрия Бозина.
интервью
март 2010 Санкт-Петербург
Наша встреча произошла в праздничный день 8 марта, накануне спектакля "Служанки", завершающего гастроли театра Романа Виктюка в Санкт-Петербурге Назвать все нижеизложенное сухим и равнодушным словом "интервью", невозможно. Разговор, состоявшийся между нами, постоянно менял свои течения, перетекая из одной темы в другую, из оживленных дискуссий и споров, в неожиданные откровения и монологи актера. Другими словами, это была череда новых, удивительных и ярких перевоплощений артиста - Дмитрия Бозина.
интервью